Skip to Content

Как играть на флейте

Мы не будем здесь писать самоучителя игры на флейте.
Бывает, люди совсем не знакомые с духовыми музыкальными инструментами берут в руки флейту и спрашивают, как на ней играть.
Мы остановимся на самых основных принципах, как извлечь звук и на что обратить внимание.

На что надо обратить внимание:
зажим свистка губами
постоянный поток воздуха
контроль силы дыхания
брюшное дыхание
фигура
пальцы
Научитесь правильно держать флейту. Сверху должна находиться левая рука, указательный, средний и безымянный пальцы расположите над отверстиями. Большим пальцем левой руки вы будете открывать или закрывать отверстие с обратной стороны флейты, если на вашей флейте оно есть. Над остальными отверстиями расположите пальцы правой руки, мизинец при этом должен оказаться над самым последним, которое повёрнуто чуть в сторону от остальных так, чтобы пальцу было удобно.

Помогает играть перед зеркалом. Медленно, следите чтобы не было напряжения в пальцах. Было максимально удобно и расслабленно. Держать инструмент максимально удобно. Постепенно набирая скорость.
Кисть зажимать нельзя - подвижность пальцев уменьшается.

В постановке рук на флейте важен правильный баланс: есть три точки опоры, на которых инструмент собственно и держится - основание второго пальца левой руки, ваш подбородок и первый палец правой руки. Правая рука вообще-то несколько спорный вопрос - выполняет ли мизинец правой руки несущую / опорную функцию или он полностью должен оставаться свободным для игры. Мне кажется, что как можно больше несущей функции должен выполнять всё-таки первый палец правой руки, так как им никаких нот нажимать не нужно. Классическая французская постановка предполагает, что Вы можете удерживать флейту без какой-либо помощи мизинца правой руки - при такой постановке первый палец правой руки находится довольно высоко и не только поддерживает флейту, но и участвует в давлении на подбородок. Попробуйте подержать флейту только подбородком, основанием второго пальца и первым пальцем правой руки - вы должны смочь поднять все остальные пальцы в воздух и свободно ими делать что угодно. Это классический правильный вариант.

Возьмите блок-флейту в руки как показано на рисунке. Левая рука должна находиться ближе к свистку. Закройте одно отверстие сверху грифа и отверстие на нижней стороне (!). Наберите воздуха и дуньте в свисток, произнося слог «ту». Это нота «си». Добейтесь, чтоб звук получался ровный.

Теперь закройте еще одно отверстие. Это «ля». И так до конца, пока отверстия не закончатся. Если закрывать отверстия не подряд, то Вы получите звуки промежуточных тонов. То же самое касается второй октавы, где звук получается за счет обертонов (черт раздери волновую физику). Тем, кто не собирается быть супер-профи музыкантом, достаточно разобрать только то, как берутся звуки самых распространенных тональностей. Нужные звуки я отметила цветом в таблице аппликатуры . В первую очередь следует изучить ноты, отмеченные красным цветом. Если Вам интересно, какая именно это нота, считайте красные ноты для soprano от первой ноты, исключая ноты с закорючками, до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до и т.д., для sopranino и alto — от первой ноты фа-соль-ля -(си-бемоль)-до-ре и т.д. Синим цветом отмечены ноты, которые Вам пригодятся реже. Ноты, которые я не отметила, Вам почти не придется использовать, или же их извлечение достаточно сложно. Закрашенные кружочки на рисунке аппликатуры означают закрытую дырку. Дырка с нижней стороны грифа может быть открыта, закрыта или открыта на половину или четверть. Успехов!..

Ну вот, с тем, как переставлять пальчики вы разобрались. Но это половина дела. Второй ключевой момент — это звукоизвлечение. Чтоб правильно издать звук, напрягите мышцы вокруг рта (так называемый амбюшюр) в легкой полуулыбке и скажите шепотом в свисток дудки заветный звук «тууууууу». Протяните звук на сколько сможете. Рекомендую вам начать это упражнение с ноты си первой октавы и по одной ноте опускаться ниже и ниже. Чем ниже нота, тем слабее вы дуете, тем мягче акцент на букве «Т».

Теперь повторите это упражнение, двигаясь от ноты си вверх — на сторую октаву, также по одной ноте. Здесь будет происходить наоборот — чем выше нота, тем акцент на звуке «Т» будет сильнее. Активно работайте языком и держите щеки и губы в тонусе.

Если упражнение выполнено правильно, вы сначала будете чувствовать утомление мышц в щеках, губах, языке. Ну ничего, зато звук станет ярче.

плотность и чёткость закрытия отверстий

Поперечная флейта.

Причём не тяните звук, а играйте четвертями - та-та-та и т.д. И так несколько минут (сколько вытерпишь - звук поначалу противный). Да, и для начала отработайте всего несколько нот в первой октаве, а уже потом переходите на более высокие звуки.

Если поставить себе цель именно звука, а уж потом играть то, что вам хочется - то совет следующий : играйте только на голове флейты до тех пор, пока у вас не выработается устойчивого, автоматического навыка правильно держать ее (голову) у своих губ, чтобы у вас звучала голова и не приходилось проверять у зеркала правильно ли вы ее держите. Затем научитесь только на голове извлекать звуки -чистые, не шипеть, далее - опять же только на голове - научитесь уверенно извлекать звуки разной высоты - здесь разница в направлении дыхания и работа амбушюром (губами). Поиграйте с головой: можно ее позатыкать, можно, играя, помещать внутрь головы указательный палец (или какой вам удобнее) и добиваться разных звуков. А затем можете собрать флейту, но не всю - без третьего колена. И задача такая же - научитесь извлекать чистый звук, учитесь удерживать флейту в правильном положении, и только после всего этого - можете попробовать собрать ее всю. И не стесняйтесь первое время начинать свои занятия с разыгрывания именно на голове, не собирая флейты.

Флейтист всегда должен около себя слышать определённое кол-во шипа - это нормально. На расстоянии он быстро исчезает. Не занимайтесь чистотой звука как самоцель особенно в первые лет 5 -7 занятий на инструменте, да и потом тоже. Цель должна быть: звук открывать и укрупнять. В погоне только за чистотой, можно быстро сделать звук маленьким.

Когда дышите - следите за осанкой, спина должна оставаться прямой, плечи ни в коем случае не должны подниматься, стенка брюшного пресса всегда твёрдая, занимайтесь стоя, т.к. когда вы сидите, на начальном этапе может выработаться неправильная постановка..

вдох должен быть бесшумным и наиболее глубоким.... попробуйте засечь время - сколько секунд у вас получится тянуть звук... в начале нормальная длина, по-моему, 8-13 секунд.... высота на протяжении звука не должна меняться.

Стоя легче играть. Особенно вверху и особенно новичку. Учиться надо только стоя - дыхание разрабатывать, над звуком работать.

есть ли какое-либо конкретное положение губ
ошибка флейтистов это слишком много думать о губах и амбушюре. Мы не губами играем! Правда. Звук создаётся на 95% диафрагмой, открытым горлом и положением отверстия головки по отношению к губам. Сами же губы в процессе извлечении звука очень маленькую долю занимают.

Важно: опора + довольно открытое отверстие головки (то есть отвернуть от себя чтобы оно где-то на большую его часть было открыто) + довольно низкое положение головки по отношению к губам + очень открытое горло (это такое похожее ощущение как будто терапевт вам горло смотрит) = хороший звук. Губы при этом лишь "отвечают" на то, что делает диафрагма и должны просто оставаться гибкими.

Диафрагма, на которую вы "опираетесь". Именно диафрагма отвечает за скорость подачи воздуха, за количество и т.д. Если сравнить со скрипачами - это наш "смычок" ! Я в детстве с шарфом туго повязаным вокруг живота занималась, чтобы это почувствовать. Можно тоже облокачивать живот на угол рояля или чего-то ещё, когда берёте дыхание / играете, тогда сразу почувствуете как там много всего происходит.
По поводу постановки амбушюра - ни в коем случае нельзя играть на откровенной улыбке, звук становится зажатым и маленьким. Ничего специально с губами вообще делать не надо. По мере того как вы воспитываете свою опору, губы подстраиваются. Они должны быть достаточно расслабленными, чтобы реагировать на изменение давления и количества воздуха который подают вам мышцы снизу.
По поводу положения головки на губе: когда играешь, то обычно через несколько минут можно в зеркале увидеть отметку на губе - там где находится внутренняя часть отверстия головки. Это такой маленький резкий полумесяц обычно. Вот он должен как минимум находится на границе нижней губы и кожи, никак не на самой губе. У меня он даже ниже на миллиметра 3. На губе должна находится только пикколо, большая флейта - на границе (или чуть ниже), альтовая, басовая и т.д. - почти под губой.

Для кены - для начала заклейте нижнюю дырку бумажным скотчем, первую неделю-полторы она вам не понадобиться. Растягиваем губы и дуем на острую кромку.
Для бансури - растягиваем губы и прислонив флейту к нижней губе тонкой струйкой дуем на дальнюю кромку амбушюра.

Далее закрываем ближайшую к вам дырку указательным пальцем левой руки и пробуем извлечь звук на тон ниже первого. Если звук не извлекается - скорее всего дырка закрыта не полностью. Закрывать надо первой или второй фалангой пальца (не подушкой!) и стараться не напрягать руку при этом.
Далее закрываем две ближайшие к вам дырки одновременно и получаем звук еще ниже на тон.
Далее три дырки, четыре, пять и все шесть.
Аппликатура большинства бамбуковых флейт - просто мажорная диатоника.
Таким макаром надо будет некоторое время потренироваться, играя звуки первой октавы туда-сюда, пока это не начнет получаться (день-два-три для человека который не делал этого вообще никогда).

Это в принципе уже полдела. Осталось освоить вторую октаву и кое-что по мелочи.
Проще всего сделать так: сначала закрываем все дырки (самая нижняя нота первой октавы), а потом открываем ближайшую к вам (для кены - нижнюю!). Опа - получается первая нота второй.
Далее попробуем извлечь ту же ноту передувом - закрываем все дырки и играем нижнюю ноту, потом дуем сильнее и получаем первую ноту второй октавы (может быть не сразу :)). Надо будет некоторое время потренироваться чтобы переход на вторую октаву был плавным и не бил по ушам окружающих :).

И последнее - полутона. Полутона играются неполным закрытием отверстий. Чтобы понять как это делается закройте ближайшую к вам дырку, а потом постепенно приоткрывайте. Звук будет плавно повышаться. Таким образом можно играть полутона (а также микротона ежели будет желание).

Если у вас есть предложения по содержанию этой статьи, напишите нам info@ta-musica.ru

Есть вопросы? Спрашивайте!



Вы недавно смотрели

Подпишитесь на рассылку TA-MUSICA

Только в рассылке эксклюзивные новости и акции!