Skip to Content

Какие бывают варганы.

Есть много разных видов варганов*, и много статей написано по классификации, я расскажу о варганах с точки зрения играющего. Эта статья для тех, кто желает разобраться в тонкостях варгана и выбора инструмента и, в том числе, для начинающих.

Итак, вот вы берёте варган в руки.
Что бросается в глаза в первую очередь?

1. Размер варгана.

Варганы отличаются по размерам, они бывают большие и малые по сравнению с вашими пропорциями кисти и рта.
Размер влияет на звук и на удобство игры, удобство удержания рамы, удобство удара по язычку. Часто малые варганы звучат высоко и имеют небольшую длительность колебаний язычка и затухание, а большие - отличаются длительностью звучания и басовитостью, хотя бывают исключения.
Одни варганы удобно держать, другие нет.
Для крупного мужчины удобней будет играть на крупном варгане, а миниатюрной девушке больше подойдёт небольшой инструмент, но это скорее, признак, а не правило.
Пример большого варгана Хомус Хоматова ШАМАН, Шаман, Хомус Готовцева.
Пример малого варагна: комус Вл. Поткина, Евангелист, Малый татарский, малый белорусский.

Вы подносите варган к зубам, прижимаете, обхватываете губами…

2. Размер и ширина дек варгана.

Также размер влияет на удобство прижимания дек варгана к зубам и губам.
Язычок крупного варгана может задевать щёку у человека со скромными размерами, а широкие деки могут вызвать неудобство и напряжение в губах. Иногда острые грани дек могут доставлять неудобство во время игры, тогда их необходимо сгладить механически.
Пример тонких дек: непальский марчанга,
Пример жёстких дек: хомус Михайлова;
Пример закрытых дек: варган в деревянной раме, варган в раме оргстекло.

Вы ударяете по язычку…

3. И чувствуете жёсткость язычка варгана.

Варганы отличаются по жёсткости язычка в широких пределах. На нашем сайте введены условные определения "жёсткий", "относительно жёсткий", "средней жёсткости", "относительно мягкий", "мягкий". Поскольку у одного и того же мастера инструменты могут отличаться друг от друга и в одной партии и в разных поставках, эта характеристика условна, но даёт представление о варгане.
Варганы с мягким язычком легко управляются, почти не дают отдачи на зубы и кости головы, звук их плавный, часто не очень громкий. На таких варганах удобно играть неторопливые мелодии, практиковаться в медитации и релаксации, часто такие варганы имеют низкий звук.
Варганы с относительно жёстким язычком имеют большую отдачу, что бывает непривычно человеку, впервые взявшему инструмент, но зубы довольно быстро привыкают к нагрузке и на первый план выходят других качества - яркость и чёткость таких варганов. На таких инструментах легко играть подвижные, чёткие, ритмичные композиции, звук не захлёбывается даже при очень быстрой игре.
Кроме того, некоторые люди считают, что, чем сильнее в голове "гудит", тем сильнее изменение сознания от варгана.
Варганы с язычком средней жёсткости занимают промежуточное, универсальное положение.
Пример жёсткого язычка: якусткие хомусы, хомус Осипова;
Пример мягкого язычка, доромб Чёрное Пламя, варган Стрела;
Пример среднего язычка: белорусская дрымба
.

Вы ударяете по язычку и…

4. Отдельным важным критерием является длина язычка варгана.

Чем длиннее язычок, тем легче на нём играть медленные композиции, неторопливо, медитативно. На быстрых темпах такой варган может терять управляемость, "захлёбываться". Длинный язычок звучит дольше, медленнее затухает, больше имеет низких обертонов, хотя, опять подчеркну, высота варгана и богатство звука - результат всего комплекса свойств варгана.
Варган с коротким язычком звучит весело, отлично подойдёт для быстрой игры и подвижных мелодий, легко управляем, менее капризен. Часто у него больше высоких обертонов. Хорош также для сопровождения бодрых танцев и народных наигрышей.
Пример варгана с коротким язычком: Малый татарский, малый белорусский;
Пример варгана с длинным язычком: Шаман
.

Вы ударяете по язычку и чувствуете кольцо язычка и его колено.

5. Колено язычка и кольцо важны в ощущениях игры.

Конечно, если вы играете не первый месяц или год, можно приноровиться и привыкнуть к любому варгану и научиться извлекать из него все возможные звуки. Но я рассматриваю предпочтения и возможности игры для людей с небольшим опытом.
Варган с большим коленом требует внимания и будет незаменим при медленной игре. Большое колено вносит преобладание низких обертонов, даже если сам варган звучит высоко, что случается нечасто.
Классическое сочетание: варагн с длинным мягким язычком и длинным коленом великолепно подходит для медленной размеренной игры.
Большое кольцо на язычке удобно при игре новичкам, когда палец учится только касаться инструмента, отрабатывает точность и технику игры.
Короткое колено хорошо при быстрой игре, оно характерно для варганов с коротким язычком и высокими обертонами, но слишком короткое колено может стать помехой - рука начинает задевать за щёку, труднее попасть по кольцу. В этом случае оптимальный способ игры - пальцевый, игра пальцами более мягка и точна. Этот способ даёт большую мягкость и манёвренность в игре.
Часто бывает, что у варгана кольцо на язычке очень малое или совсем его нет, только малый загиб. В музыкальном плане это уменьшает крайний вес язычка, делая его более лёгким, а звук высоким, но в игровом плане часто палец царапает острый конец колена, игра становится односторонней или технически неторопливой.
Пример варгана с длинным коленом и большим кольцом варган Склемина;
Пример варгана с коротким коленом башкирский кубыз
.

Вы качнули язычок и почувствовали вибрацию на зубах.

6. Вибрации и связь их с материалом варгана.

Помимо жёсткости язычка на ощущения при игре оказывает влияние материал рамы варгана, поскольку вибрации от язычка переходят на раму инструмента и кости играющего. Также материал влияет на тембр и эстетические ощущения при игре.
Варганы изготавливаются из металла (стали, латуни, меди), дерева и разных экзотических материалов (есть варганы с рамой из оргстекла, бывают каменные варганы, костяные варганы, варган из китового уса).
Варганы, сделанные из дерева, оказывают меньшую отдачу на зубы, более приятны в ощущениях, звучат мягче и слегка глуше, громкость меньше их металлических собратьев.
Варганы из стали звучат ярко, громко, часто насыщены высокими обертонами даже при общем низком звучании инструмента, звук чётко очерчен. При это варганы кованные звучат ярче и богаче гнутых и пластинчатых в силу изменения структуры металла при их изготовлении. Но при этом отдача и вибрации тоже существенны. Часто стальные варганы требуют регулярного ухода: отпечатки пальцев и остатки слюны портят поверхность и металл постепенно коррозирует. Альтернативой этом являются так называемые "чёрные варганы" - стальные варганы, покрытые защитной плёнкой.
Варганы из медных сплавов звучат более "бархатно", мягче, нежнее, тише стальных собратьев. Это можно связать с большей мягкостью и меньшей плотность металла. Для контакта с телом медные сплавы более приятны, чем сталь.
Отдельно стоят вьетнамские губные варганы, играть на них легко и быстро можно научиться, они прижимаются к губам, не касаясь зубов. За счёт такого способа игры открываются новые дополнительные возможности в звуке и тембре инструмента.
Пример деревянного варгана варган в деревянной раме;
Пример стального гнутого варгана башкирский кубыз;
Пример стального кованного варгана хомус Михайлова;
Пример чернёного варгана Большой хомус Кокова;
Пример варгана из медного сплава, латуни комус Вл. Поткина;
Пример вьетнамского губного варагна Дан мои.

Итак, вы чувствуете вибрацию и слышите звук.

7. Звук варгана.

Звук варгана складывается из вибраций язычка и вибраций корпуса варгана, вибраций костей головы и резонанса этих вибраций в полости играющего. Звукообразование у варгана напоминает человеческий голос и происходит в тех же условиях, что и человеческий голос.
Если мы рассмотрим звуковой спектр варгана, мы увидим набор обертонов. Меняя объём полости рта, поднимая и опуская язык мы можем вызвать усиление или уменьшение того или иного обертона, то есть весь звукоряд варгана задан изначально конструкцией инструмента, его качеством и настройкой, но конкретная нота зависит от комплекции играющего и его артикуляционных способностей.
Высоту звука можно вычислить в нотах и частотах, а условно можно разделить на низкий, средний, высокий. Для уточнения разделим их: очень низкий - супербас, средний низкий, средний, низкая середина, высокая середина, высокий, яркий (очень высокий). Это разделение условно, но оно помогает ориентироваться в тональностях варгана без специальных терминов.
Обычно высокие и яркие варганы обладают певучестью: на них легко можно играть мелодии, ясно слышатся ноты.
Варагны среднего тембра хороши для ритмичных рисунков, отчасти для мелодий, это часто универсальный инструмент.
Варганы с низким звучанием часто, наоборот, хороши для ритмов и медитаций, хорошо задают темповый настрой музыки, подкладку, фон.
Пример низкого варгана Большой хомус Кокова;
Пример высокого варгана Малый татарский
.

График звукового спектра варгана - амплитуда (громкость) в зависимости от частоты (высоты тона). Видны пики обертонов - резонансов варгана. Изменяя объём полости рта, двигая языком или горлом мы можем усиливать один или другой обертон тем самым меняя высоту звука варгана.
График звукового спектра варгана - амплитуда в зависимости от частоты. Видны пики обертонов варгана.
Обратите внимание: варган имеет два максимума, в области низких частот и в области средне-высоких частот. По этой причине варган называют двухтоновым инструментом. Низкий тон, почти постоянный, бурдонный, и высокий - хорошо изменяемый при интонировании - флажолет.
У музыкальных варганов эти два тона строят через октаву или две.

Иногда, как на подобной картинке, можно встретить, что несколько соседних обертонов звучат примерно на одном уровне.
Хорошо это или плохо?
Будет ли хорошо, если одновременно в инструменте звучат тона До, До-диез, Ре?
Нет, скажет музыкант.
Но на самом деле, в реальности, звуковая картина несколько иная: очень редко вы играете на варгане не меняя напряжения мышц и языка, чуть-чуть, но постоянно мы двигаемся и эта микродинамика очень сильно влияет на резонанс варгана. В результате, даже самый простой звук на таком варгане получается переливчатый и красивый.

И вот вы играете один звук, другой, управляете языком и дыханием и слушаете, как меняется его звук, высота звука, тоновый диапазон - самый низкий и самый высокий звук.

8. Тоновый диапазон варгана - это самый низкий и самый высокий тон, который вы можете сыграть на варгане.

Да, да, на варгане можно играть ещё и по нотам, но для этого нужен отдельный опыт.
Сами обертона варгана простираются на несколько октав, но не каждый варган может проявить эти обертона чётко и не каждый исполнитель в силу умения или физиологии сможет сыграть их.
Тоновый диапазон зависит от каждого конкретного инструмента, меняется от конструкции, длины и размеров язычка, геометрии дек, качества рамы.
Часто у варганов с большим, но относительно жёстким язычком тоновый диапазон выше, чем у коротких и мягких.
Точнее сказать, это экспериментальный критерий у каждого варгана является результатом всех остальных свойств инструмента.

---------------------------------------------------------------------------
* Классический варган состоит из рамы и язычка.
В свою очередь, рама состоит из дек, прижимаемых к зубам, и кольца, к которому крепится язычок (и за который вы держите варган).
А на язычке, в свою очередь, можно различить, основание, которое крепится к кольцу, подвижную часть, от которой зависит звук, и колено с кольцом, по которому наносится удар руки.

Сергей, ведущий занятия по варгану TA-MUSICA и группы Дзиан Сенаро

Перейти в каталог Варганов:
Алтайский комус
Белорусская дрымба
Украинская дрымба
Башкирский кубыз
Татарский кубыз
Венгерский Доромб
Вьетнамский Дан Мои
Деревянный варган
Индийский морсинг
Непальский марчанг
Киргизский темир-ооз-комуз
Китайский Коу Сян
Русский варган
Эстонский пармупилль
Хакасский хомус
Якутский Хомус
Японский коукин
Футляры к варганам

Новые поступления

Хрустальная арфа Ре (A) купить с доставкой

Этот необычный оригинальный инструмент обладает ярким и нежным звуком, который можно сложить в ритм или мелодию.
Подойдёт, как мелодический перкуссионный эффект, и также для любителей...

125000,00 руб.
Калимба SH11 купить

Калимба с 11 коваными язычками, сделанных их калёного прута и основой из дуба, имеет нежный негромкий звук, высокое качество материалов и работы. Это будет хороший выбор, если вы хотите калимбу с...

8200,00 руб.
Калимба SH9 купить

Калимба с 9 кованными язычками, сделанных их калёного прута на основании из дуба, имеет нежный негромкий звук, высокое качество материалов и работы. Это будет хороший выбор, если вы хотите калимбу...

7800,00 руб.
Калимба SH8 купить

Калимба с 8 кованными язычками, сделанных их калёного прута на основании из дуба, имеет нежный негромкий звук, высокое качество материалов и работы. Это будет хороший выбор, если вы хотите калимбу...

7800,00 руб.
Калимба SH7 купить

Калимба с 7 коваными язычками, сделанных их калёного прута на деревянной основе из дуба, имеет нежный негромкий звук, высокое качество материалов и работы. Это будет хороший выбор, если вы хотите...

7000,00 руб.
Чехол для бубна 50 см (Ам) купить с доставкой

Мягкий утеплённый чехол с ручкой и наплечным ремнём для ношения на плече, удобен для переноски бубна в походных условиях.
Утеплитель защитит бубен от лёгких ударов и небольших перепадов...

5000,00 руб.



Вы недавно смотрели

Подпишитесь на рассылку TA-MUSICA

Только в рассылке эксклюзивные новости и акции!