Skip to Content

Как настроить варган

"- На какую ноту настроен ваш варган? - спрашивает европейский музыкант, указывая на якутский хомус, лежащий перед мастером на столе.
- На любую! - отвечает гордо мастер, протягивая хомус."

Из диалогов на конференции по Хомусу в Якутске.
Часто варагны приходят без настройки на определённую ноту. И часто даже среди образованных музыкантов бытует мнение, что варган не имеет строя и точной ноты.
Но чтобы играть совместно с нотированными инструментами, такими как гитара, флейта важно знать ноту варгана, а ещё лучше иметь настроенный варган.

Немного о звуке варана.

Звуковые колебания варгана показаны ниже: основной тон и обертона, которые часто громче основного тона.
График звукового спектра варгана - амплитуда в зависимости от частоты. Видны пики обертонов варгана.
График зависимости высоты тона (частоты) от громкости (амплитуды).
Видны пики обертонов - резонансов варгана. Изменяя объём полости рта, двигая языком или горлом мы можем усиливать один или другой обертон тем самым меняя высоту звука варгана.
Последовательность этих пиков-обертонов и есть звукоряд варгана.

Тюнер покажет вам самый громкий обертон... Положение пиков зависит только от основного тона, но вы чуть-чуть пошевелите языком или мышцами рта, - и самый громкий обертон может оказаться другим!
У качественных варганов, которые можно настроить на ноту, обертона хорошо разделяются и хорошо выделяются, но это - ещё и умение Играть на Варгане!

Само же положение пиков - собственно частота обертона - зависит от качества варгана, от мягкости-жёсткости язычка, его длины и ширины, конструкции рамы и дек в особенности, от массивности рамы и способа крепления язычка - ведь звуковые волны образуются всем комплексом язычок-рама.
Более того, зубы, к которым прижимается рама, и кости также играют существенную роль: глушат одни обертона, резонируют с другими. И всё это усиливается в ротовой полости по законам акустики, как в резонаторе.
Из всего этого следует, что ваш товарищ может извлечь несколько иную ноту на варгане, который вы настроите под себя. И это уже практический опыт, а не теория.

Но как же подстроить варган под себя?

Внимание! Прежде чем мы перейдём к рассмотрению воздействий на варган, предупреждаю, что все действия вы производите самостоятельно на свой страх и риск.
Любое изменение параметров варгана необратимо влияет на его свойства и на изначальное намерение и энергетику, заложенные мастером.

Наибольшее влияние на положение резонансов, а соответственно, на ноту варгана, имеют качество инструмента, масса, длина и жёсткость язычка. И если с длиной язычка делать что-либо затруднительно (не отпиливать же в конце концов!), то изменить массу язычка вполне возможно.
Чаще всего это делают, утяжеляя кончик язычка.
Если варган на конце имеет кольцо, то его заполняют каким-либо плотным материалом, начиная от воска для тонкой настройки до оловянного припоя для сильного понижения тона.
Если кольца нет, олово напаивают на само колено.
Использовать свинец для утяжеления не рекомендуется, поскольку он недружелюбен с человеческим телом, а ротовая полость - место весьма чувствительное. Хотя от таких малых количеств ничего страшного не случится.
Припой обычно наносят на зачищенную поверхность вместе с флюсом, поэтому обязательна тщательная промывка варагна после утяжеления. Обязательно от колено отводят избыток тепла, фиксируя его пинцетом или другим подручным металлическим инструментом.
Такой варган называется утяжелённым.
Сильно занижать тон инструменти не рекомендуется, поскольку изначально рассчитанный на высокое звучание, такой варган теряет часть своих обертонов и звучит более бедно.
То есть при утяжелении богатство звука, распределение обертонов также меняется.

Что же происходит при утяжелении язычка?

Язычок становится более инертым, его колебания замедляются.
Весь обертоновый спектр смещается в область более низких частот. Вараган звучит более низко.
Теперь берём тюнер или частотный анализатор спектра и начинаем играть.
Выясняем, куда нас занесло утяжеление и, постепенно уменьшая вес припоя, подстраиваем варган под чистую ноту.
Уменьшать вес капельки припоя можно по разному: если ошибка большая, то сперва его откусывают небольшими бокорезами, потом можно взять надфиль, а в конце шлифовальную бумагу или дрель со сверлом.

А можно ли повысить тон варгана?

Эта операция сложнее, поскольку уменьшить массу язычка намного сложнее, чем её повысить.
Самый простой способ - уменьшить кольцо варгана, откусив кусачками внутреннюю часть.
Зубами делать эту операцию не рекомендуется!
Но мало того, что эта операция сложна, вы точно не знаете, насколько вы повышаете звук варгана, и способ точной настройки сводится к описанному выше способу утяжеления: облегчили язычок, теперь утяжеляем его до точной настройки.
Если кольца у варгана нет, его тон можно повысить, уменьшая размер колена.

Не рекомендуется:
- отгибать или загибать язычок без специального навыка и знания конкретного инструмента - вы легко можете сломать колено! Этот способ требует отжига сгиба язычка.
- уменьшать толщину язычка, стачивая его - варган конкретно с этим по толщине и по жёсткости язычком звучал с оптимальным количеством обертонов! Большая вероятность, что при изменении этих свойств варган потеряет в качестве.

Хочу ещё раз обратить ваше внимание, что любые модификации, изменения, дополнения варгана вы делаете на свой страх и риск.
Качество и намерение варгана необратимо меняется после внесения изменений, и это уже и ваш варган также.
А при неосторожном вмешательстве варган можно просто механически сломать.
Из Декларации индивидуальных особенностей варганов.

Всё просто.

Постскриптум.
Иногда, как на картинке, приведённой выше, можно встретить, что несколько соседних обертонов звучат примерно на одном уровне.
Хорошо это или плохо?
Будет ли хорошо, если одновременно в инструменте звучат обертона До, До-диез, Ре?
Нет, скажет музыкант.
Но на самом деле, в реальности, звуковая картина несколько иная: очень редко вы играете на варгане, не меняя напряжения мышц и языка, чуть-чуть, но постоянно мы двигаемся и эта микродинамика очень сильно влияет на резонанс варгана. В результате, даже самый простой звук на таком варгане получается переливчатый и красивый.
Но чтобы варган уверенно брал только одну ноту по вашему желанию, надо тренироваться так же, как и с любым другим инструментом - тщательно и с любовью.

Перейти в каталог Варганов.
Алтайский комус
Белорусская дрымба
Украинская дрымба
Башкирский кубыз
Татарский кубыз
Венгерский Доромб
Вьетнамский Дан Мои
Деревянный варган
Индийский морсинг
Непальский марчанг
Киргизский темир-ооз-комуз
Китайский Коу Сян
Русский варган
Эстонский пармупилль
Хакасский хомус
Якутский Хомус
Японский коукин
Футляры к варганам



Вы недавно смотрели

Подпишитесь на рассылку TA-MUSICA

Только в рассылке эксклюзивные новости и акции!