Skip to Content

В поисках чистого звука

В моем увлечении варганом особое место занимает музыкальная составляющая, поэтому мне больше всего нравиться так называемая мелодическая игра на варгане. Кстати сказать, мелодическая роль варгана характерна для подавляющего большинства народных варганных культур, например австрийской, гуцульской, норвежской, башкирской, венгерской, киргизской, раджастанской, тувинской и других. Для исполнения мелодий на варгане, а также для игры некоторыми другими стилями исполнителю требуется инструмент с очень чистым звуком. Попробую высказаться точнее, в чем же заключается эта чистота и не будет ли такой чистозвучный варган совсем уж "сухим" и неинтересным.

По моему мнению, идеальный мелодический варган должен как можно чище выдавать звук той высоты (обертон), который в данный момент исполняет музыкант. Не стоит думать, что здесь будет звучать только он один, на варгане это невозможно, однако относительно других этот текущий тон будет хорошо усилен и озвучен громко. И напротив, взяв какой-либо обертон на немелодичном варгане, мы можем услышать множество звучащих вместе с ним других призвуков, причем совершенно не гармонирующих с текущим звуком. Почему это происходит, откуда берутся призвуки? Причин тому много, умелые мастера о них прекрасно знают и работают над улучшением звука. Я упомяну лишь основные, знание которых необходимо не только изготовителям, но и исполнителям, поскольку это может помочь правильно выбрать варган или самостоятельно его доработать.

Итак:

1. Зазоры между деками должны быть очень маленькими и равномерными по всей длине язычка (особенно в рабочей части, находящейся напротив рта). Очень важно, чтобы эти зазоры были равномерными не в свободном состоянии дек, а в рабочем положении, когда деки слегка сжаты нагрузкой рта исполнителя.

zazor1.jpg

На рисунке мы видим инструмент, который имеет неправильные зазоры в рабочем положении. При сжатии дека соприкасается с язычком в одной точке, в то время как зазоры ещё велики.

zazor2.jpg

А здесь правильные зазоры

2. По всей рабочей части обе острые кромки язычка должны одновременно пересекать левую и правую кромки дек, в противном случае неодновременное прохождение острых кромок сгенерирует не одну, а несколько звуковых волн, причем они появятся одна позже другой и начнут интерферировать между собой, порождая ненужные призвуки. Причин, вызывающих описанное явление, может быть несколько:

zazor3.jpg
обратите внимание, что левая дека немного выше

a. Продольная кривизна язычка. Иногда мастера придают язычку продольный изгиб, чтобы варган легко "заводился" от потока воздуха сам, без удара по последнему. Как несложно себе представить или посмотреть на подобном варгане, язычок во время колебательного движения будет пересекать кромки не одномоментно -сначала пройдет его передняя часть, затем следующая по длине, и так варган родит зудящий призвук.

b. Язычок прямой, но его кромки не параллельны кромкам дек.

c. Кромки левой и правой деки не параллельны друг другу.

d. Язычок имеет винтовую кривизну. Здесь мы можем заметить не совсем идеальное совпадение кромок.

e. Язычок должен иметь "правильную" стрелу прогиба по длине под нагрузкой. Этот пункт довольно неоднозначный, но, тем не менее, я опишу его для справки. Бывает такая ситуация: все, что касается параллельности кромок вроде соблюдено, а зудящий призвук всё равно есть. Эта неприятность обычно случается с язычками, имеющими ровный дугообразный (или близкий к таковому) прогиб (имеется ввиду форма изгиба язычка в отогнутом от нейтрального положении). Дело в том, что язычок не просто колеблется вверх вниз, а его тело совершает более сложные колебания, в частности из-за того, что оно оканчивается коленом, по которому мы ударяем так, что обязательно появляются дополнительные колебания колена (в сторону основания варгана и противоположную ей), передающиеся на сам язычок. Язычки, имеющие мягкую переднюю (рабочую) часть, гнутся под воздействием сложных колебаний и издают нечистый звук. Мой опыт подсказывает, что самый качественный звук у варганов с очень жесткой передней частью язычка, имеющие максимальный прогиб в его средней и корневой части. Самый верный способ добиться этого - уменьшить толщину язычка в корневой части, кроме того важно учитывать выбранную конусность язычка по ширине.

3. Колено язычка должно иметь правильный угол загиба. Собственно, этот последний пункт, несмотря на кажущуюся свою заметность (не скрыт от глаз, как стрела прогиба), по моим наблюдениям совершенно неочевиден для многих мастеров и собственно послужил мотивом написания данной статьи.

Давайте посмотрим сбоку на небольшую коллекцию самых мелодичных варганов с великолепным по чистоте звуком, которую мне удалось собрать за пять лет. С практикой исполнительства развивается слух, и в тех варганах, которые раньше казались почти идеальными, начинаешь слышать посторонние звуки, поэтому по-настоящему чистозвучных варганов совсем немного в мире.

front_side_small.jpg
1 - Горкарам (Индия, Раджастан), 2 - А. Дерновой (Украина), 3 - С. Пыжов (Украина), 4 - Ф. Несланд (Норвегия, Сетесдал), 5 - Оле Бьёрн Скуе (Норвегия, Телемарк), 6 - Т. Вахитов (Россия, Татарстан)

Несложно заметить, что при всём разнообразии форм загиба колена и колечка эти варганы объединяет то, что колено не перпендикулярно и уж тем более не отогнуто наружу, как это встречается сплошь и рядом, а обращено внутрь. Собственно самое важное здесь не сам угол колена, а то, что мы сдвигаем немного внутрь колечко. Для чего это надо? Давайте разберемся с тем, как происходит удар по язычку.

hitting_lammela_small.jpg

На данной фотографии, снятой с длинной выдержкой, видна траектория движения пальца относительно колена язычка. Мы видим, что при всем старании к перпендикулярности палец ударяет под некоторым углом и колено язычка, отогнутое примерно на такой же угол внутрь, даёт самый чистый звук. Отсюда, кстати следует важнейшее правило: если вы самостоятельно подстраиваете тон варгана, никогда не меняйте этот угол, он должен оставаться оптимальным.

Настройка тона вкратце выглядит так: если у вас мастеровой варган и колено уже отогнуто внутрь, не трогайте этот угол. Если нет, то этот угол желательно уменьшить, но внимание - в этом месте варган может легко сломаться. Некоторые мастера закаливают это место после загиба (что, кстати, совершенно излишне, ибо тут он никогда не гнется ввиду малого изгибающего момента), в этом случае металл надо нагреть докрасна (но только в этом месте, чтобы не нагрелся сам язычок) и прямо в пламени изменить угол загиба. Некоторые варганы, например татарские кубызы, хорошо гнутся в точке перехода язычка в колено на холодную, по крайней мере, у меня ни один не сломался. Затем, если вам надо повысить тон, сточите немного материала с боков колена и язычка, а если надо понизить тон, то напаяйте немного олова на середину колена снаружи. Однако сильно менять тон не рекомендуется, поскольку можно изменить характер звука.

Данная заметка не ставит целью перечислить все моменты, влияющие на звук, упомянуты только самые главные, на мой взгляд, основы необходимые для достижения чистого звука.


Владимир Марков
varganist.ru



Подпишитесь на рассылку TA-MUSICA

Только в рассылке эксклюзивные новости и акции!