Skip to Content

Основные ошибки начинающих играть на варгане


Бамц! - по зубам
или
Что я делаю не так?

Основные ошибки начинающих при игре на варгане

Вот вы получили долгожданный варган. Радостно рассматриваете его, показываете родным и знакомым. С замиранием сердца подносите ко рту, готовые наслаждаться его неземным звучанием и — бамц! - варган бьёт вам по зубам! Зубам больно, вам — досадно. Повторяете процедуру снова и снова, но эффект приблизительно тот же, или звука нет совсем, или он очень тихий, вы сами его не слышите, а окружающие — подавно, хотя сочувственно улыбаются и качают головой...
Что делать?
Конечно, вы уже читали много разных статей про то, как же играть на варгане, вы даже можете стоять перед зеркалом и рассматривать через него свой рот и зажатый в нём варган. Но если не знать, на что стоит обращать внимания, можно ничего не увидеть. Поэтому мы попытались собрать основные ошибки, подмеченные при многолетнем опыте обучения покупателей, когда ни времени, ни зеркала обычно не бывает, а человек мечтает начать играть прямо сейчас. Быть может, этот ликбез пригодиться и вам.

Итак, основные ошибки и как их избежать (заметьте, тип варгана, его цена и происхождения значения практически не имеют).

Ошибка первая: звон зубовный.

Упомянутый выше удар язычка по зубам происходит по понятным причинам. Как его устранить? Проверьте следующие моменты в постановке варгана во рту:
1. Есть ли между зубами верхней и нижней челюсти щель и достаточна ли она для прохождения язычка. Это может показаться смешным, но поверьте, встречаются граждане, которые не считают нужным открывать рот для игры на варгане. За это варган мстит ударами — а что ещё ему прикажете делать? Напоминаем: у варгана звучит колеблющийся перед ротовой полостью язычок. Если рот закрыт или щель совсем узкая, звука не будет.
2. Проверьте, не смещён ли варган относительно нижней или верхней челюсти, к обоим челюстям прижат ли плотно. Бывает, что новички спускают инструмент слишком низко на нижние зубы или пытаются задрать к верхним. В обоих случаях получат удар. Найдите удобное среднее положение: одна дека варгана прижата к верхним зубам, другая — к нижним, язычок попадает чётко в щель, между ними, инструмент прижат достаточно плотно, чтобы не сместиться во время удара. Обратите внимания, это важно, иначе вы можете выверить расстояния перед зеркалом, но варган сдвинется во время удара по язычку, и вы опять за это получите по зубам.
3. Встречаются особые случаи, связанные с индивидуальным строением зубов и челюстей. Но и тогда возможно найти то идеальное положение, при котором варган не причиняет вам неудобств, одно удовольствие. Главное — желание и терпение.

Ошибка вторая: звон металла.
Происходит из-за попадания язычка при игре по самой раме инструмента. Характерна для доромбов, маультроммелей и других варганов из мягкой стали или с инертными язычками. Обратите внимание на следующие моменты:
1. Не пережимайте деки в месте захвата кольца пальцами. Для доромбов З. Силади захват типа "сигареты" не подойдёт: из-за мягкого металла деки почти наверняка сойдутся слишком близко и варган начнёт неприятно дребезжать. Кстати, небольшой призвон или редкие удары язычка по раме самим мастером не считаются за брак инструмента, и на записях исполнения его сына Арона, виртуоза игры на варгане, можно порой услышать такой звук. Держать доромбы лучше всего за само кольцо, снизу, следя при этом, чтобы не зажать пальцами язычок или научиться зажимать варган практически в плоскости кольца.
2. Ударяйте чётко в плоскости инструмента. При смещении удара вниз или вверх язычок будет цеплять деки или попадать по зубам, а если удар будет нанесён слишком сильно, может произойти поломка инструмента.
Будьте внимательны, это один из самых важным пунктов при обучении игре на варгане!Легче всего добиться правильной игры, ударяя на себя – как в якутской, алтайской, башкирской традициях.
3. Не пережимайте губами деки варгана. В случае чувствительных варганов с мягкими настроенными деками и в случае сильных губ – варган начнёт дребезжать.
4. Держите варган так, чтобы плоскость рамы лежала в горизонтальной плоскости, не наклоняйте инструмент ни вниз, ни вверх. В идеале инструмент должен просто плотно прилегать к зубам.

Ошибка третья: защип губы.
Одна из нечастых ошибок, которую стоит упомянуть только потому, что она очень неприятна и болезненна. При ней язычок бьёт не по зубам, а по губам, иногда защипляя её. Мы обычно советуем при обучении губы чуть приподнимать, так, чтобы не касаться дек. Но важно не поднять их слишком высоко, иначе звук получится слишком слабый, вам самим будет сложно его расслышать, и не напрягать губы сильно. Обычно если правильно прижать варган к зубам и расслабить чуть приподнятые губы, ошибки не происходит. Позже можно научиться играть на губах, модулировать звучание с их помощью.

Ошибка четвёртая: ничего не слышу
Причины бывают разные. Основные - это: неплотно прижатый к зубам варган, слишком приподнятые губы, слабый удар, страх инструмента и страх, что с вами случится что-либо перечисленное выше. Всё это легко лечится уверенностью в себе, в ваших способностях совладать с инструментом. Встречаются люди, которые, получая варган, сразу начинают говорить: а как это, а это сложно, у меня не получится! Поверьте, это не сложнее, чем водить машину, велосипед или управлять компьютерной мышью: немного тренировки, и действие запоминается телом настолько, что потом даже вопрос не возникает о том, как это происходит. Обращайте внимание на силу прижима к зубам, ведь колебание передаётся вашему черепу и от этого зависит громкость и сила звука. Обычно у людей передние резцы верхней и нижней челюсти находятся в одной плоскости, к ним очень удобно прижать варган, чтобы он и не сместился, и звучал хорошо. Также следите, чтобы конец инструмента приходился примерно на середину вашего рта или во второй трети. Т.е. нельзя, чтобы язычок варгана был в районе вашей щеки, звука не будет практически совсем. Сместите варган так, чтобы язычок попадал в рот. Только тогда он зазвучит, как надо.

Ошибка пятая: почему у меня звучит не так...
Вот вы уже добились первых звуков, но они кажутся вам не такими, как вы ожидаете, как слышали на записях или примерах к этому инструменту. Не спешите винить варган. Во-первых, помните, что громкое, звучное, яркое исполнение приходит с опытом. Когда вы только учитесь, не стоит сразу стремиться входить в транс быстрым "чесом". Во-вторых, помните, что варган звучит для вас несколько иначе, чем для слушателей. Кроме того на одном и том же инструменте два разных человека играют по-разному, это связано с различиями в строение черепа, с разным дыханием, положением ротовой полости – со многими факторами. Если же звучание объективно какое-то не такое, проверьте, может вы просто зажали пальцами язычок и он глушится. У профессиональных музыкантов есть приём, когда во время игры язычок зажимается так, чтобы постепенно менять его длину и тон звучания. Но его освоение приходит со временем.

Наконец, последняя ошибка: если вы дочитали статью до конца и вам кажется, что вы ничего не поняли, значит, у вас просто нет под рукой варгана. Бросайте читать и начинайте играть! И всё получиться.

Перейти в раздел Варганы.

магазин варганов каталог варганов

Обсудить статью можно в нашей группе вконтакте .

Остались вопросы? Пишите!

Новые поступления

Калимба А17 Арт с резьбой

Двухрядная калимба с 17 язычками, в разных строях (SaReGaMa и дорийский) имеет нежный негромкий звук, высокое качество материалов и работы. Это будет хороший выбор, если вы хотите калимбу с...

9500,00 руб.
Варган мунхарпа ультрабас Дмитрия Бабаева купить с доставкой

Знаменитая кованая мунхарпа Дмитрия Бабаева - варган с удивительно чистым звуком, баржатным тембром, очень красивы и брутальный.
Продается в открытом деревянном...

20500,00 руб.
Варган кованый Бас японский Бабаева купить в Москве с доставкой

Варган Дмитрия Бабаева - это великолепный мелодический инструмент для тех, кто ищет чистого и стабильного звука. Реконструкция средневекового японского варгана.

Требует...

15500,00 руб.
Пьезозвукосниматель для скрипки, CP-60V Musedo купить

Пьезозвукосниматель для скрипки, CP-60V Musedo

630,00 руб.
Тон-блок Агого деревянный на ручке 2, FLT-G4-1 Fleet купить

Тон-блок или агого - это деревянный музыкальный инструмент африканского происхождения, который используется для создания ударных ритмов. Он представляет собой деревянную палочку с ручкой, на конце...

450,00 руб.
Мелодика, 32 клавиши с чехлом и мундштуком, черная, HH-2061 Cascha купить

Мелодика, 32 клавиши с чехлом и мундштуком, черная, HH-2061 Cascha

Мелодика с 32 клавишами, идеально подходит для начинающих.
Диапазон звучания: от f до c'''....

2670,00 руб.



Подпишитесь на рассылку TA-MUSICA

Только в рассылке эксклюзивные новости и акции!